Текст без обязательств

Медиа-арт — искусство, которого нет

Давным-давно прошедшая лекция Романа Минаева, художника, куратора и преподавателя «Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко» немного выходила за рамки нашего не имеющего строгих рамок проекта «Digital-среда». Во-первых, обычно мы трогаем выступающих или хотя бы можем, при желании, сделать это, а тут Skype, стена, проектор, сплошное мультимедиа. Во-вторых, на «Средах» мы смотрим презентации о том, о чём нам и гостям «Руторики» что-то, да понятно. А тут современное искусство, тем более мультимедийное, которого, как оказалось, вообще нет. Но о чём-то же мы говорили? В общем, если вы тоже любите узнавать что-то и не понимать, зачем вы это узнали — читайте дальше.

Почему мультимедиа-искусства нет

Рынок искусства — объекто-ориентирован. Почти как программирование, только прибыльнее. Мультимедийное искусство не научилось создавать объекты, которые можно купить, владеть ими, а потом продать.

Если фотографии, чтобы стать признанным видом искусства, понадобилось ждать сто лет (всё потому что её можно бесконечно множить без потери качества и непонятно, зачем такое покупать), то такие вот претендующие на арт-рынок сайты продаются, пожалуй, только у Рафаэля Розендаля.

http://www.jellotime.com/

Screenshot 2014-10-21 18.53.23

http://www.sinkslow.com/

Screenshot 2014-10-21 18.53.43

Остальные — тут.

Эстетику интернет-искусства в своё время определила группировка Jodi. Смотрите, как много у них «вэвэвэ» в домене: http://wwwwwwwww.jodi.org/ (но мы-то знаем…). Но когда векторы развития направления определены — направление сразу умирает. То есть, нельзя, чтобы о произведении говорили: «А, ну, всё понятно». Должно быть непонятно. Поговорим про «Чёрный квадрат»?

Искусство не для всех

Малевич сделал искусство доступным каждому, по крайней мере с точки зрения создания объекта (продакшена, если угодно). Эту оплошность он компенсировал недоступностью с точки зрения понимания. Искусство для всех — это не искусство, по крайней мере, с точки зрения бюрократизированной системы. Без денег она не то что бы не может работать. Просто не хочет. И не работает.

Вот Калеб Ларсен (Caleb Larsen) и создает свой куб, который можно купить на Ebay, но нужно сразу подключить к интернету. Тогда куб опять становится на аукцион и продает себя немного дороже. Хотите, чтобы искусство росло в цене — пожалуйста. Только куб уже не ваш.

a-tool-to-deceive-and-slaughter-1

Времена, нравы

Попытки художников, даже таких именитых, как Рафаэль Лозано-Хэммер подчеркнуть циничность эпохи проектами вроде Friendfracker, удаляющим от 1 до 10 случайных друзей на «Фейсбуке», конечно передают послание художника, но передают в пустоту. Как правило, рекламные агентства опережают художников с использованием подобных механик в коммерческих целях. Взять хотя бы проект Burger King, предлагающий менять друзей на бутерброды, который вышел на 4 года раньше, чем Friendfracker.

Время, в котором мы живем, слишком неоднозначно, чтобы всерьез говорить о нравах. Есть проект, который демонстрирует, как мы выглядим, когда пассивно потребляем видеоконтент, а есть аудио-визуальная инсталляция, которая показывает, как мы хотим быть услышаны и как много мы этого контента создаем. А есть кошки, исполняющие Арнольда Шёнберга на пианино. Шах и мат, высокие материи.

Наворот не туда

Современным высокотехнологичным инсталляциям, независимо от сложности их реализации, зритель говорит: «Ну да, Pulse Park, освящаем парк в унисон сердцебиению. Но сейчас же 2008, сейчас и не такое можно».

В том же 2008 году Джулиан Оливер представил The Artvetiser, очки с дополненной реальностью, заменяющие изображения на рекламных билбордах каким-нибудь искусством. Идея — актуальна, воплощение — достойное, резонанс — отсутствует.

artvertiser-v2_sml2

Четвёртая власть

Должно ли мультимедийное искусство вызывать этот резонанс — другой вопрос. В отличии от всего остального (восхищать, например, учить или продаваться), провоцировать медиа-арт может. Попав c «Панк-молебнем» на первые полосы мировых масс-медиа, Pussy Riot доказали этот факт.

Одни из тех, кто рассматривал мультимадиа-арт как форму власти — арт-группировака Etoy. Они заняли домен корпорации, производящей игрушки. Корпорация попыталась отсудить домен. Художники собрались и понаделали подобных сайтов, где вместо покупки, человек попадал в разного рода странные ситуации. Корпорация попыталась выкупить домен за $ 516 000, художники не продали. Корпорация разорилась. Адрес сайта тот же — http://etoy.com. Опять никто ничего не купил, короче.

Что делать, если вы всё ещё хотите этим заниматься?

Не говорите кураторам. Кураторов мало и когда все они узнают, что вы занимаетесь уже несовременным мультимедийным искусством — вас запишут в список, в который лучше не попадать.

 

 

Идёт подгружение...

© 2009 — 2017 Rutorika Digital Agency г. Краснодар, ул. Зиповская, 5, корпус 33, 4 этаж Телефон: +7 (861) 277-65-65

Спасибо, мы подумаем!
Нет, правда подумаем.

Обратная связь

Перейдём к делу