Текст без обязательств

Медиа-арт — искусство, которого нет

Давным-давно прошедшая лекция Романа Минаева, художника, куратора и преподавателя «Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко» немного выходила за рамки нашего не имеющего строгих рамок проекта «Digital-среда». Во-первых, обычно мы трогаем выступающих или хотя бы можем, при желании, сделать это, а тут Skype, стена, проектор, сплошное мультимедиа. Во-вторых, на «Средах» мы смотрим презентации о том, о чём нам и гостям «Руторики» что-то, да понятно. А тут современное искусство, тем более мультимедийное, которого, как оказалось, вообще нет. Но о чём-то же мы говорили? В общем, если вы тоже любите узнавать что-то и не понимать, зачем вы это узнали — читайте дальше.

Почему мультимедиа-искусства нет

Рынок искусства — объекто-ориентирован. Почти как программирование, только прибыльнее. Мультимедийное искусство не научилось создавать объекты, которые можно купить, владеть ими, а потом продать.

Если фотографии, чтобы стать признанным видом искусства, понадобилось ждать сто лет (всё потому что её можно бесконечно множить без потери качества и непонятно, зачем такое покупать), то такие вот претендующие на арт-рынок сайты продаются, пожалуй, только у Рафаэля Розендаля.

http://www.jellotime.com/

Screenshot 2014-10-21 18.53.23

http://www.sinkslow.com/

Screenshot 2014-10-21 18.53.43

Остальные — тут.

Эстетику интернет-искусства в своё время определила группировка Jodi. Смотрите, как много у них «вэвэвэ» в домене: http://wwwwwwwww.jodi.org/ (но мы-то знаем…). Но когда векторы развития направления определены — направление сразу умирает. То есть, нельзя, чтобы о произведении говорили: «А, ну, всё понятно». Должно быть непонятно. Поговорим про «Чёрный квадрат»?

Искусство не для всех

Малевич сделал искусство доступным каждому, по крайней мере с точки зрения создания объекта (продакшена, если угодно). Эту оплошность он компенсировал недоступностью с точки зрения понимания. Искусство для всех — это не искусство, по крайней мере, с точки зрения бюрократизированной системы. Без денег она не то что бы не может работать. Просто не хочет. И не работает.

Вот Калеб Ларсен (Caleb Larsen) и создает свой куб, который можно купить на Ebay, но нужно сразу подключить к интернету. Тогда куб опять становится на аукцион и продает себя немного дороже. Хотите, чтобы искусство росло в цене — пожалуйста. Только куб уже не ваш.

a-tool-to-deceive-and-slaughter-1

Времена, нравы

Попытки художников, даже таких именитых, как Рафаэль Лозано-Хэммер подчеркнуть циничность эпохи проектами вроде Friendfracker, удаляющим от 1 до 10 случайных друзей на «Фейсбуке», конечно передают послание художника, но передают в пустоту. Как правило, рекламные агентства опережают художников с использованием подобных механик в коммерческих целях. Взять хотя бы проект Burger King, предлагающий менять друзей на бутерброды, который вышел на 4 года раньше, чем Friendfracker.

Время, в котором мы живем, слишком неоднозначно, чтобы всерьез говорить о нравах. Есть проект, который демонстрирует, как мы выглядим, когда пассивно потребляем видеоконтент, а есть аудио-визуальная инсталляция, которая показывает, как мы хотим быть услышаны и как много мы этого контента создаем. А есть кошки, исполняющие Арнольда Шёнберга на пианино. Шах и мат, высокие материи.

Наворот не туда

Современным высокотехнологичным инсталляциям, независимо от сложности их реализации, зритель говорит: «Ну да, Pulse Park, освящаем парк в унисон сердцебиению. Но сейчас же 2008, сейчас и не такое можно».

В том же 2008 году Джулиан Оливер представил The Artvetiser, очки с дополненной реальностью, заменяющие изображения на рекламных билбордах каким-нибудь искусством. Идея — актуальна, воплощение — достойное, резонанс — отсутствует.

artvertiser-v2_sml2

Четвёртая власть

Должно ли мультимедийное искусство вызывать этот резонанс — другой вопрос. В отличии от всего остального (восхищать, например, учить или продаваться), провоцировать медиа-арт может. Попав c «Панк-молебнем» на первые полосы мировых масс-медиа, Pussy Riot доказали этот факт.

Одни из тех, кто рассматривал мультимадиа-арт как форму власти — арт-группировака Etoy. Они заняли домен корпорации, производящей игрушки. Корпорация попыталась отсудить домен. Художники собрались и понаделали подобных сайтов, где вместо покупки, человек попадал в разного рода странные ситуации. Корпорация попыталась выкупить домен за $ 516 000, художники не продали. Корпорация разорилась. Адрес сайта тот же — http://etoy.com. Опять никто ничего не купил, короче.

Что делать, если вы всё ещё хотите этим заниматься?

Не говорите кураторам. Кураторов мало и когда все они узнают, что вы занимаетесь уже несовременным мультимедийным искусством — вас запишут в список, в который лучше не попадать.

 

 

Идёт подгружение...

Спасибо, мы подумаем!
Нет, правда подумаем.
Политика Конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Политика в отношении файлов cookie
Согласие на обработку персональных данных
 

Настоящим я, далее — «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие Обществу с ограниченной ответственностью «Руторика Диджитал Солюшнс» (далее — «Администрация Сайта», адрес: (350010, Краснодар, ул. Зиповская, д 5, корпус 33 ) на обработку своих персональных данных, указанных при заполнении веб-формы на сайте rutorika.ru (далее — Сайт), направляемой (заполненной) с использованием Сайта.

Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), иную другую информацию, которую я посчитаю нужным сообщить. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях направления Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений от Администрации Сайта, в ответ на поступивший от Субъекта Персональных Данных запрос.

Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки веб-формы с Сайта.

Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями Администрации Сайта.

Администрация Сайта принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных.

Я ознакомлен(а), что:

1. настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных в запросе, направленного с использованием Cайта, действует в течение 20 (двадцати) лет с момента отправки запроса;

2. согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме;

3. предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

На этом веб-сайте используются файлы cookie, которые обеспечивают работу всех функций для наиболее эффективной навигации по странице. Если вы не хотите принимать постоянные файлы cookie, пожалуйста, выберите...
Читать полностью
Ок