Текст без обязательств

Арт-директор про арт-дирекшн

«А не говно ли я?», периодически спрашиваем мы себя, вспоминая очень точную мысль товарища Довлатова. Во всяком случае, мне бы хотелось верить, что спрашиваем. Лично для меня этот вопрос более актуален в профессиональном плане. И вот одним ламповым зимним вечером я провёл небольшое ревью деятельности нашего небольшого отдела дизайна. Задачей было сформулировать и визуализировать представления о том, что такое арт-дирекшн и как он должен развиваться.

Давайте начистоту. Никто не знает, что такое арт-дирекшн. И, что важнее для меня, никто не знает, кто такой арт-директор (не без тайного умысла назовём его AD). Общие представления довольно размытые — AD «управляет» отделом и «оценивает» работу дизайнеров. Цель этого поста — сформировать образ идеального и эффективного AD и убедиться, что с этим все согласны.

 

 

Дизайнер
Начнём с простого. Все знают, что AD взаимодействует с дизайнером. Дизайнер — это тот юнит, который первым принимает на себя удар после релиза продукта. Если пользователю что-то не понравилось (как работает анимация, как составлен текст и т.п.), виноватым всегда остаётся дизайнер. За дизайн-макетом на экране пользователь не видит ни грамотного кода front-end разработчика, ни идеально спроектированной архитектуры баз данных. И здесь нет ничего необычного. Мы воспринимаем мир гештальтами, целыми картинками, и если картинка не нравится, то виноват её автор. На дизайнере лежит большая ответственность. И чтобы нести её (и вынести!), нужно обладать важными навыками.

Вера
В первую очередь, верить нужно в собственные силы. Путь к вершине труден, и туда не добраться без осознания того, что ты всё сможешь преодолеть. Верить нужно в команду — ваши ребята всегда подстрахуют и поддержат. Вас объединяет жажда победы и стремление показать лучшее, на что вы способны. Если есть сомнения, пересмотрите «Могучих уток». И, конечно, верить нужно в сам проект — только так в итоге получится сделать что-то действительно легендарное.

 

Небезразличие
Всю необходимость этого навыка прекрасно и в деталях объяснял  Родион Арсеньев, когда ещё был арт-директором в Red Keds. Если это понятие для вас загадка, рекомендую обратиться к первоисточнику.

 

 

«Что я делаю? Для чего? Как я это делаю?»
Задавайте себе эти вопросы периодически, в процессе работы (и не забывайте о насущном «А не говно ли я?»). Отвечая на них, мы прокачиваем «осознанность», и это не даёт свернуть с прямой дороги к вершине на обочину посредственности.

 

Технологии
Знания технологий, с помощью которых реализуют и визуализируют дизайн-макет, — ещё один основной навык хорошего дизайнера. Разрабатывая digital-продукты, мы, дизайнеры, не просто «рисуем» макеты. Мы проектируем среду, в которой будут проходить все процессы взаимодействия пользователя с продуктом. Здесь сфера ответственности web- или UX-дизайнера немного (намного) шире, чем, например, графического дизайнера.

 

Арт-директор
С дизайнером вроде всё понятно. Это самоуверенный и технологически прокаченный юнит, который подходит «с небезразличием» к любой поставленной задаче. Всё ещё не понятно, зачем нужен AD. Кажется, можно просто посмотреть на успешные крупные агентства и попытаться транслировать их опыт на себя. Но не всегда это получается сделать. Отдел — живая экосистема и «примеряться» без вреда для коллектива не получится. Единственный путь — самостоятельно, методом проб и ошибок сформировать свою, уникальную форму арт-дирекшна.

Поиски можно начать с перевода “art direction” (art — искусство, direction — направление). Значит, арт-дирекшн — это та область, которая отвечает за визуальное направление. AD, в свою очередь, выбирает визуальное направление для реализации креативной идеи. Именно «выбирает». Разнообразие художественных навыков дизайнеров и динамично развивающаяся сфера технологий дают множество вариантов для визуализации. Проектируя конечную визуальную среду, в которой будет существовать наш пользователь, мы опираемся на множество факторов (например, ЦА и тип устройств), которые помогают сузить направление.

AD постоянно сопровождает креативную идею, начиная от её создания в отделе копирайтинга и заканчивая продакшном в отделах дизайна и разработки. Цель AD — не потерять или не исказить визуальную интерпретацию. Навык дипломатии здесь будет очень кстати. AD формирует имидж дизайнеров в частности и агентства в целом (или наоборот?). Всё это, опять же, связано с уникальным свойством людей «встречать по одёжке». Задача будет выполнена, когда наш образ в глазах клиентов полностью совпадёт с тем, как мы видим себя и какие мы есть на самом деле, прямо сейчас.

 Это, конечно, не всё, но для начала достаточно. Не забывайте задавать себе вопросы. Задать вопросы мне можно в соцсетях или в комментариях ниже.

 

Идёт подгружение...

  • что можете посоветовать из литературы?

    • Добрый день.
      Смотря для чего. Если говорить о создание крепкого творческого коллектива, то рекомендую «Корпоративная религия» Йеспера Кунде.

      Если об обучение, то «Дизайн привычных вещей» Девида Нормана. Некоторым она показалась скучной, а мне очень понравились рассуждения автора об основах и специфике обучения дизайнеров (и всех, кто создаёт продукты). На эту же тему «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека.

      Слышал много положительных отзывов о «Дизайн. Форма и хаос» Пола Тренда. Но ещё не успел прочитать.

      Если вы занимаетесь разработкой веб-продуктов, то будет полезна «Интерфейс» Джефа Раскина.

      Думаю эта база, с которой можно начать. Напишите после прочтения, оказались ли эти книги полезными. Спасибо.

  • Сориентируйте, пожалуйста, где стоит поучиться и как правильно выстроить образование, чтобы в дальнейшем заниматься АД!

© 2009 — 2017 Rutorika Digital Agency г. Краснодар, ул. Зиповская, 5, корпус 33, 4 этаж Телефон: +7 (861) 277-65-65

Спасибо, мы подумаем!
Нет, правда подумаем.

Обратная связь

Перейдём к делу